?

Log in

No account? Create an account
Мозаичная экономика и кооперативность - Внутренняя ЖЖшная Меганезия
May 28th, 2017
09:39 am
[sisterlee]

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
Мозаичная экономика и кооперативность
Aloha, foa!
Тут в сообществе последние 2 дня шло обсуждение сразу нескольких интересных тем, а у меня именно в эти дни возможности хотя бы несколько минут вдумчиво посидеть за компом не было совсем. Мне не хочется писать однотипные комментари сразу к нескольким постам,и в тоже время хочется вставить 5 копеек, так что вынесу свои (дилетантские) соображения в отдельный пост.
О мозаичной экономике. Термин "мозаичная экономика" упоминается в меганезийском цикле несколько раз, точно помню,что он встречается в "Чужой в чужом море". Я пыталась найти какую-то литературу по данному вопросу, но пока безуспешно. Насколько поняла, "мозаичная экономика" устроена примерно так: слаженный, довольно крупный организм при изменении условий/ опасности быстро распадается (полностью или в какой-то части) на отдельные мелкие структурные единицы (мелкие семейные предприятия/ семьи/ отдельных людей). Мелкие структурные единицы за счет того, что они очень гибки и мобильны избегают опасности там, где крупный организм был бы прихлопнут, перетасовываются в соответствии с изменившимися условиями и быстро собираются в обновленную, более жизнеспособную структуру. Такую схему очень удобно показать на примере аттолов, но главное здесь не аттол. Главное - кооперативность.Такая схема будет работать только при кооперативности мышления абсолютного большинства активных участников. Что такое кооперативность? (Термин мой, наскоро придуманный, возможно кто-то знает или может придумать более удачный). Давайте представим инициативного, деятельного человека, умеющего делать что-то полезное и живущего на заре цивилизации. Назовем товарища, допустим, Мууу-Юмба, и он делает обалденные кремниевые наконечники для стрел (или плетет охренительные набедренные повязки, или охуителные корешки выращивает). Для того чтоб расширить производство по стандартной, наиболее распространенной на Земле схеме наш Мууу-Юмба поучаствует в набеге на соседнее племя, пригонит сколько-то рабов и заставит их работать вместо себя. Или, если соседи тоже не дураки стрел понаделать и связываться - себе дороже, наймет менее деятельных и удачливых соплеменников и свалит на них работу, забрав себе основную часть прибыли. Назовем такую схему расширения производства "эксплуататорской". Теперь, в порядке мысленного эксперимента, представим себе планету где "эксплуататорская" схема расширения производства никому не пришла в голову. Захотев расти и расширятся Мууу-Юмба отправляется на поиски других толковых людей и учреждает с ними партнерство. (Да, да, знаю что утопия, но давайте все же представим. Создание партнерств по типу полиаморной семьи отлично описано в "Чужой в чужом море" но, партнерства, конечно могут быть не только семейными). Назовем такую схему расширения производства "кооперативной". Обьем производства на "кооперативной" планете никогда даже не приблизится к обьему производства на "эксплуататорской", но люди на "кооперативной" планете, мне думается, будут гораздо счастливие. Для "эксплуататорского" расширения производства общество нуждается в огромной прослойке слабых и несчастных людей, воспитанных как винтики "не высовывайся", "терпи", "много хочешь - мало получишь". Для кооперативного расширения оно нуждается в людях, максимально реализующих свои способности. Формула успеха на "эксплуататорской" планете - "умей себя продать" или "умей заставить плясать под свою дудку". Формула успеха на кооперативной - "умей делать то, что тебе интересно и разглядеть достоинства других людей". "Кооперативная" экономика естественным образом будет мозаичной и динамичной. В ней не будет кризисов перепроизводства и воспитания культа потребления. В "кооперативном" обществе (ИМХО) практически не остается места для государства. Т.е. работу толкового менеджера (вроде Накамуры) люди оценят, а за попытку "управлять собой" - пристрелят, даже не потрудившись сказать "это ВМГС". Им и без государства хорошо, у них общество отлично саморегулируется за счет инициативности и доброжелательности большинства людей. Фактически "кооперативное" общество это и есть Меганезия или общество где заработала анархия.
На самом деле тут еще много надо думать, читать, формулировать, но общая идея, думаю, понятна.
Меганезия - это "кооперативное" общество, все активные члены к-рого мыслят "кооперативно" (и этим отличаются от членов, например, госдумы). Именно в поголовной корпоративности мышления основная состоит утопичность идеи (ага, кооперативно мыслящий мафиози, как же, как же), но именно "корпоративностью" Меганзия нас цепляет, мы хотим в общество, где человек человеку - партнер.
Что касается построения Меганезии - мне думается, любое общение "кооперативно мыслящих" людей, ищущих свою команду или просто думающих - полезно.
Ну вот какие-то такие мысли пока.

Tags:

(55 comments | Leave a comment)

Comments
 
[User Picture]
From:my_xcalibur
Date:May 28th, 2017 05:37 am (UTC)
(Link)
Какой прекрасный пост!

И как ясно ты излагаешь!

Можно прямо к Хартии в виде факультативного приложения добавить :)

В общем, подпишусь по всем пунктам.
[User Picture]
From:sisterlee
Date:May 28th, 2017 05:54 am (UTC)
(Link)
Спасибо :) На самом деле твои посты подвигли, так бы не собралась додумать до хоть какой-то связности и написать :)
[User Picture]
From:my_xcalibur
Date:May 28th, 2017 05:50 am (UTC)
(Link)
Оффтоп: я единожды был в Хайфе, просто проездом. И в этом вашем чудесном бахаистском храме. Вообще, думаю, что Израиль во многом ближе к Меганезии по духу, чем Россия(постСССР). Ну, мне так показалось, по крайней мере. Возможно стоит перевести М на иврит))
[User Picture]
From:sisterlee
Date:May 28th, 2017 06:03 am (UTC)
(Link)
Насчет Израиля - мне кажется в момент его создания действительно было много общего с Меганезией, а сейчас как-то погрустней стало.. Особенно во время 2-й ливанской войны стало видно что не Меганезия. На английском здесь практически все свободно читают, если будет английская версия, то может и на иврит не очень нужно переводить, прочтут.
[User Picture]
From:utrovv
Date:May 28th, 2017 06:18 am (UTC)
(Link)
Цитата из источника (Чужая в чужом море):
"При этом, Накамура отлично понимал, что реальный прогресс не может быть достигнут в рамках бизнеса, который ведется по принципу короткоживущей мозаичной кооперации, с большой долей натурального хозяйства, без стабильных бизнес–связей и без регулярных логистических потоков. Маргинальный характер бизнеса в Меганезии был эффективной защитой от возможного силового рейда какой–либо мощной внешней структуры, но такая защита заведомо исключала те формы научно–коммерческой организации, без которых о чем–либо более серьезном, чем мелкосерийное штамповочно–отверточное производство по краденой и адаптированной (упрощенной) технической документации, даже и речь не шла. Конечно, можно было существовать и так. Но лишь существовать, а не развиваться."
[User Picture]
From:sisterlee
Date:May 28th, 2017 06:34 am (UTC)
(Link)
Да. В итоге, благодаря "стратегии атомного сдерживания" и тому, что "нези всегда честно выполняют заключенные договоры" удалось создать атмосферу надежности, когда можно планировать долговременные проекты и рассчитывать на прочность связей и логистических потоков. Но мелкие бизнесы все равно остались базой. Создались условия, когда маленькие команды смогли себе позволить браться за серьезные задачи.
[User Picture]
From:utrovv
Date:May 28th, 2017 06:22 am (UTC)
(Link)
> Обьем производства на "кооперативной" планете никогда даже не приблизится к обьему производства на "эксплуататорской"
Поэтому компания, построенная по мозаичному принципу, проиграет в конкурентной борьбе на на свободном рынке (у нас же свободный рынок в Меганезии?) традиционной "эксплуататорской" компании.
[User Picture]
From:sisterlee
Date:May 28th, 2017 06:37 am (UTC)
(Link)
Скорей всего такая компания просто достаточно рабочих рук не найдет.Зачем меганезийцу идти работать в "эксплуататорскую" компанию?

Edited at 2017-05-28 09:43 am (UTC)
[User Picture]
From:krievs
Date:May 28th, 2017 12:32 pm (UTC)
(Link)
а что ты умеешь и любишь делать? И где вы возьмете столько фрезеровщиков?
[User Picture]
From:aintlion
Date:May 29th, 2017 09:10 am (UTC)
(Link)
Там же где стеклодувов, гончаров, дровосеков и.т.д. СиНСи и 3Д принтеры решают все.
[User Picture]
From:black_semargl
Date:May 28th, 2017 03:20 pm (UTC)
(Link)
В общем верно, только не надо забывать, что в Меганезии - постиндустриальная экономика.
Так что если Мууу-Юмба просто хочет расширить количество производимого - он обзаводится ещё несколькими производящими роботами. И да, это сильно напоминает стандартную схему с рабами.
И поэтому же - никакого проигрыша по сравнению с ней.
А вот если он хочет расширить ассортимент - он ищет партнёров. А из раба партёра не получится.
[User Picture]
From:sisterlee
Date:May 28th, 2017 04:05 pm (UTC)
(Link)
Да, согласна.
[User Picture]
From:__aen__
Date:May 29th, 2017 06:42 am (UTC)
(Link)
Почему в Меганезии почти поголовно все самозанятые, а доля наёмного труда пренебрежимо мала? Всё очень просто. Социалистическое меганезийское государство жестоко прессует бизнес, требуя платить любому наёмному работнику не менее четырёх произвольно устанавливаемых меганезийским госпланом соцминимумов. Как и положено правильным канакам, нези реагируют на это давление своих оффи уходом в тень: никаких наёмных работников, только партнёрства. Я не найму курьера для развоза пиццы, я заключу договор с фирмой "Пацан на лисапете", и буду оплачивать этой фирме по твёрдой таксе за километр, за заказ или процент от цены заказа, как договоримся. И меня абсолютно не волнует, сколько соцминимумов он заколотит у меня за месяц, это не трудовые отношения. И так везде. А если у пацана нет лисапета, я сдам ему его в аренду.
From:crdigger
Date:May 29th, 2017 09:20 am (UTC)
(Link)
Помимо этого, другие факторы. Всякого рода утопические постиндустриальные примочки, повышающие производительность труда и уменьшающие потребность в наемном труде. Слабая связность и производство на месте препятствуют возникновению франшиз и сетей : они утрачивают свои преимущества в виде централизованных закупок сырья.
[User Picture]
From:norksher
Date:May 29th, 2017 02:31 pm (UTC)
(Link)
В своё время я очень рад был появлению Меганезийского цикла, с удовольствием не только прочёл его, но и перечитал пару раз, после выхода "минусовых" книг, если "Депортацию" брать за условный ноль на шкале.

Товарищ Розов гениально схитрил, уйдя от проблем капитального строительства в тропический климат. Это раз. На базе Северной Евразии такой фокус не провернёшь без двух-трёх десятилетий подтягивания территории за шкирку в атомный (тотально обеспеченный ядерной и термоядерной энергетикой) постиндастриал.

А два вот чего. Либертарианские взгляды, изложенные в концепции, в ключевом моменте пересекаются с либеральными. Не с тем изводом либерализма, который мы можем наблюдать, а со взглядами простого честного либерала в вакууме. Суть пересечения такова: предполагается, что большинство людей способны на продолжительную разумную, осознанную целенаправленную деятельность. Собственно, на этом всё и заканчивается. Такая вот у нас физиология мозга, что только считанные единицы способны на подобный труд ради светлого будущего.

Чисто теоретически, в отечественных условиях более реальным выглядит сценарий "Цветка камнеломки", но это по сути новые 90-е с технократическим уклоном, как там и описано. Мозаичная народная ОПГ, против которой традиционное государство оказалось бессильно, просто потому, что никаких рычагов воздействия нет. Даже базовые жизненные потребности закрываются локально с помощью мегатехнологии, доступной к размножению в любом гараже.
[User Picture]
From:__aen__
Date:May 31st, 2017 07:57 am (UTC)
(Link)
Розов не либертарианец. От либертарианца его отличает желание госрегулирования образования, бизнеса и финансовой сферы. Таким образом, по политкомпасу он оказывается леволибералом, с дрочевом на Маркса, Каддафи, Мао и Пола Пота.
Либертарианство как раз не требует идеальных людей, оно требует только годных инструментов. В Цветке камнеломки действительно больше сделан упор на то, как самые обычные люди, получая доступ к постиндустриальным инструментам, освобождают своего внутреннего либертарианца, изгоняют государство из собственной головы и строят вокруг себя вполне симпатичную реальность. Разумеется, заключительные главы Цветка - полное говно, призванное потешить великоросский шовинизм, но в российской части вышло неплохо.
Меганезийцы в России Powered by LiveJournal.com